Ср апр 11, 2007 10:24 am Pantera
Владимир Стеклов
Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде.
В 1970 году окончил Астраханское театральное училище, играл в театрах Кинешмы и Петропавловска-Камчатского. В 1981-1989 гг. – актер Московского драматического театра им. К. С. Станиславского. В 1988-1997 гг. работал в Театре имени Ленинского Комсомола (ныне – «Ленком»). С 1997 года состоит в труппе театра "Школа современной пьесы". Участвует в антрепризах.
В кинематографе дебютировал в 1983 году. Хорошо знаком зрителям по ролям в таких картинах, как «Наградить посмертно», «Чужая белая и рябой», «Плюмбум, или Опасная игра», «Узник замка Иф», «Воры в законе», «Криминальный квартет», «Увидеть Париж и умереть», «Мастер и Маргарита», «Петербургские тайны», «Му-му», «Олигарх», «Казус Кукоцкого», «Консервы», а также по сериалам «Досье детектива Дубровского», «Остановка по требованию-2», «Волчица» - количество сыгранных им ролей давно перевалило за 60. Прошел подготовку к полету на станции «Мир», но из-за недостаточного финансирования проекта (съемки фильма "Тавро Кассандры") полет не состоялся. Народный артист России.
Герой Стеклова ушел из действующей армии, чтобы учить кадетов
Владимиру Стеклову доверили создатели сериала «Кадетство» учить современных суворовцев. По словам продюсера картины, директора Департамента развлекательных сериалов телеканала СТС Вячеслава Муругова, в «Кадетстве» в качестве педагогов кадетов выступают актеры с твердой гражданской позицией, которые могут служить истинным образцом мужества для телезрителей. Мы встретились с артистом Владимиром Стекловым на съемочной площадке в Тверском суворовском училище, где идут съемки «Кадетства». В форме, со строгим и спокойным выражением лица Стеклов действительно напоминал видавшего виды боевого офицера.
- Владимир Александрович, известно, что женщины очень трепетно относятся к возрасту, а женщины актрисы тем более. А каково мужчинам-артистам переходить в ту или иную возрастную категорию?
- Я понимаю, о чем вы говорите. Думаю, это действительно непростой момент, для многих людей достаточно болезненный. Конечно же, острее он всегда значится у представительниц прекрасного пола, мужчинам все-таки проще. И в этом нет никакого кокетства. Знаете, тут ведь даже не столько дело в возрасте, сколько в том, что меняется твоя индивидуальность. Например, в 14 лет еще рано, а в 25 уже поздно играть Ромео. Вопрос в том, как найти ту самую золотую середину. Что касается перехода в другую возрастную категорию, он сложен и в театре, и в кино. Но в театре все-таки удаленность сцены от зрителя позволяет долго держаться на определенной позиции. В кинематографе же крупный план выявляет все твои возрастные изменения, поэтому в кино важно не просто плавно перейти в иную «весовую» категорию, но при этом еще и сохранить свою яркую индивидуальность. Здесь приходится уповать на приобретенный в процессе твоей многолетней работы опыт.
- Где вам сложнее – в театре или на съемочной площадке?
- Когда материал требует от тебя многого, когда твоя психофизика подвергается значительному испытанию, это всегда сложно - и в театре, и в кино. Здесь полагаешься только на режиссера, который в этот момент находится с тобой рядом, на его видение материала, на его опыт и на команду, которая тебя окружает. Например, весной я закончил большую работу в новом фильме «Полонез Кречинского» - это трилогия Сухова-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина» (съемки начались осенью прошлого года). Там я сыграл двух совершенно разных персонажей – Тарелкина и Копылова, что потребовало как внешнего, так и внутреннего перевоплощения. Материал необыкновенно сложный, но в то же время необыкновенно интересный. Поэтому я получил с одной стороны – огромное удовольствие, а с другой стороны – дошел до стрессового пика. Параллельно у меня были и другие проекты. Все это требовало неимоверного нервного напряжения. Так же и в театре. Например, я играю в театре «Школа современной пьесы» роль Бориса Тригорина в чеховской «Чайке» и в «Чайке» по версии Бориса Акунина. Безумно сложно! Для меня нет проходных работ: всего лишь очередного спектакль или очередного фильма. В любом случае – это психофизические затраты, личностные затраты. Отдача своей профессии, на мой взгляд, должна происходить всегда. Если ты начинаешь заниматься, что называется, сохранением своих внутренних ресурсов на потом, на что-то более серьезное, это приносит только вред. Нет больших и малых поступков нет. Есть один поступок.
- Владимир Александрович, я знаю, что несколько лет назад вы могли полететь в космос, вы тренировались, проходили специальное обследование. Почему этого произошло?
- Ответ банален и лежит на поверхности: американская компания, которая курировала данный проект, не смогла проплатить полет из-за возникших финансовых трудностей. И хотя Российское космическое агентство всячески шло навстречу, снижало стоимость контракта, тем не менее, к великому сожалению не только для меня, но и для многих, этого не случилось.
- А вы вообще по жизни авантюрист?
- В каких-то своих проявлениях, думаю, да. Я люблю бросаться в ситуацию: вначале мной движет импульс, а уже потом включается рассудок, начинаешь анализировать. Конечно, не говорю, что абсолютно всегда я такой, нет. Но я люблю подходить к краю пропасти.
- Сейчас вы снимаетесь в сериале «Кадетство». Что вам нравится в этом сериале, почему вы согласились сниматься в картине?
- Герой, которого я играю, человек, повидавший в жизни многое. Он, прошедший Афган, кадровый офицер, который по каким-то непростым обстоятельствам был вынужден уйти из действующей армии и заняться, может быть, для себя не очень понятным делом. Ведь работать с личным составом армии, со взрослыми людьми – это одно, а с мальчишками, только вступающими во взрослую жизнь, - это другое. Далеко не каждый, даже имея богатый личный и профессиональный опыт, обладает воспитательной жилкой. Когда я получил приглашение набирать курс в ГИТИС, моя старшая дочь Агриппина, которая в то время училась там, сказала: «Папа, не смей этого делать: ты очень жестокий педагог». Я не послушал и у меня все-таки был один курс. И мой герой в сериале «Кадетство» тоже приходит для себя в ситуацию достаточно непривычную, требующую от него не меньше, чем его боевой опыт. Ведь суворовцы - это не однородная масса мальчиков. Да, они вроде бы одинаково одеты, одинаково пострижены, но это разные индивидуальности, с совершенно разными жизненными устоями. Они уже взрослые пятнадцатилетние парни, у которых сформировались многие жизненные позиции, взгляды, суждения. И надо ставить себе задачу не преодолевать в них это, а формировать что-то свое, находить какой-то общий знаменатель, что называется: делиться опытом. Хотя, делиться опытом – самое бессмысленное занятие. Важно учить людей нравственным, этическим законам, которые ты не декларируешь и не проповедуешь, а живешь по этим законам. Только тогда они становятся привлекательными и для других. Можно долго говорить о пользе зарядки и о вреде курения, но если ты сам не делаешь эту самую зарядку и куришь, как паровоз, то это дает обратный эффект. Ко всему прочему, у моего героя совсем не устроенная личная жизнь. Он одинок. Рядом с ним нет не только любимой женщины, но нет и своего ребенка. Мне очень интересен этот персонаж.
- Ваш герой строг? Жесток?
- Он, скорее, жесток с кадетами, потому что считает, что мужчину можно выковать, не сюсюкая, а разговаривая взрослым языком. Для моего персонажа нет такого снисхождения: мол, он еще ребенок, еще успеет, как говорят некоторые мамы. Это вовсе не означает, что надо ребенка заставлять выполнять непосильную взрослую работу. Но закладывать в ребенка нравственные взрослые основы необходимо. Нельзя говорить ребенку, что сейчас ты еще можешь обидеть кошку, собаку, птичку задушить, а потом мы тебе объясним, что это было плохо. Нет! Это надо объяснить сейчас и сегодня! Так же, например, нельзя требовать от других уважения к себе, если ты сам никого не уважаешь. Ты можешь ждать от людей только того, что ты сам им даешь.
- Владимир Александрович, а вы верите в патриотизм, в то, что он действительно есть в современной России?
- Конечно, и я думаю, патриотизм - не пустой звук. Дело в том, что подпитывает любой патриотизм, какова его питательная среда. Ведь корневая система есть! Россия - это не молодое государство, а государство с тысячелетней историей и гигантским культурным слоем. Поэтому корневая система замечательная! Но существуют еще и те, кто возделывают этот сад. Кто эти садовники? А они есть, поэтому я понимаю, что патриотизм существует.